Борьбы с нелегальным оборотом табака в России носит комплексный характер. Правительство и депутаты Госдумы дорабатывают законодательство по борьбе с нелегальным табаком и никотинсодержащими изделиями, но проблемой является еще и объяснение рядовым гражданам масштабов самой проблемы нелегальной торговли. Эту тему портал «Стоп нелегальный табак» попросил прокомментировать Светлану Чернышову, председателя НП «Общественный Совет по проблеме подросткового курения».
- Что в сознании рядовых людей мешает победить нелегальную торговлю табаком?
- Начну с личной истории. У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Директор рынка (название местности и красивое имя самого директора опустим, важна суть). К нему, как оказалось, пришли представители полиции по обращению нашей организации о фактах торговли нелегальным табаком на ввереном ему рынке. Грозным голосом он сообщил, что Общественный Совет по проблеме подросткового курения должен заниматься вопросом исключительно и только воспитания подростков. «И детям, кстати, у нас на рынке сигареты не продают!» А вот вопросы происхождения товара, его легальности – это «вас, Светлана Алексеевна, не касается, не лезьте не в своё дело, идите, следите, чтобы дети не курили».
Сурового директора рынка понять можно. Торговля нелегальным табаком и никотинсодержащими изделиями – хоть в традиционной, хоть в электронной форме – дело невероятно прибыльное. Даже в условиях довольно жесткой системы санкций за такую торговлю. Если вы почитаете сводки пресс-служб правоохранителей и материалы в СМИ, связанные с фактами нарушений на рынке нелегального табака, наверняка будете впечатлены масштабом: «Житель Ростова подошел к делу с королевским размахом – он доставил в город нелегальных сигарет на 49 миллионов рублей», «В Саратове начинается суд над жителем за хранение контрафактных сигарет на сумму 3.1 миллиона рублей», «В Нижнем Тагиле судят полицейского, который за сокрытие нелегального оборота табачных изделий заработал за три года 90 миллионов рублей» и т.д.
Вполне допускаю, что когнитивный диссонанс в голове у хозяина рынка искренний: ну, не видит он никакой связи между понятиями «нелегальный табак» и «курение несовершеннолетних». Потому что фразу «ну при чем тут это?» вы можете услышать и от торгующего контрафактом (так-то он против курения детей и своему запрещает). И от покупающего нелегальный продукт (он же вполне себе, качество - пойдет , цена устраивает, но ребенку не купит). И от многочисленных сочувствующих несчастным курильщикам (цены растут, уровень жизни падает, а у людей привычка, не могут бросить, а здоровье детей – это святое, кто спорит).
То есть курение (а в наши времена это еще и парение, и вейпинг, и дымление) несовершеннолетних – плохо, нелегальный продукт – плохо. Но не настолько плохо, чтобы категорически в этом не участвовать. Тем более что покупатель нелегальной продукции не несет ответственности перед законом, а прибыль продавца, особенно в начале сбытовой нелегальной цепочки – колоссальна.
В итоге идут из сопредельных государств «большегрузы, искусно нафаршированные сигаретами», задерживаются на границах «мерседесы, напичканные никотином» и автомобили с «сигаретными бамперами». А внутри страны эти потоки растекаются на тысячи ручьев – каналов сбыта. И более 6 миллионов жителей страны потребляют нелегальную продукцию. Обеспечивая стабильный спрос, который, как известно, рождает предложение.
- Как в целом нелегальный табачный рынок влияет на проблему подросткового курения?
- Мировой опыт, а в последние годы и российский, подтверждает – чем выше в стране уровень развития торговли нелегальными табачными изделиями, тем больше распространено подростковое курение. Более того – подростки вовлекаются не только в потребление, но и в транспортировку этого легкого, компактного и удобного для перемещения товара.
Нелегальный рынок – это не основной, но важный «разогревающий» фактор подросткового курения. Социальная доступность, более низкая цена. Подростки – крайне «чувствительная к цене» категория покупателей. Несмотря на существующий более 20 лет запрет на продажу табака и никотина лицам до 18 лет на территории РФ мы наблюдаем рост доступности этой продукции несовершеннолетним. Продают в точках малоформатной торговли. Продают в местах несанкционированной торговли. Особенно остро эта проблема стоит в регионах с высокой долей нелегального рынка. В среднем по России продать нелегальный продукт без предъявления документа, удостоверяющего возраст, готовы 8 из 10 точек, реализующих нелегальный табак или никотин.
- Как стоит бороться с расширением нелегального оборота табака и никотинсодержащих изделий?
- Рост рынка нелегального табака – это проблема социально-экономическая. Решается в двух плоскостях – борьба за здоровье экономики страны (потери бюджета , по оценке министра финансов, в 150 миллиардов рублей ежегодно должны впечатлить любого) и борьба за здоровье нации (наряду с 30 миллионами взрослых курильщиков рядом с нами почти столько же детей и подростков).
Безусловно, система регуляций, законов в части нелегального рынка должна быть. Быть жесткой в размерах штрафов и наказаний, сопоставимых с доходами нелегальных торговцев, четкой и слаженной в части правоприменительной практики.
Но не надо забывать о среде, атмосфере исполнения закона. А она складывается, в том числе, и от победы над когнитивным диссонансом в наших головах. В формировании «когнитивного консонанса» (умственного соответствия, созвучия) по вопросу «нелегальный табак – дети». А созвучие в мыслях отразится в ежедневном поведении, поступках. Иными словами, не надо быть такими, как мой знакомый директор рынка.