В Госдуме обсуждают возможность запрета продажи табачной и никотиносодержащей продукции всем, кто родился после 31 декабря 2009 года. Депутаты уже разработали соответствующий законопроект, направили его на отзыв в правительство еще в сентябре, но отзыв от исполнительной власти пока не получили. Если все же такой запрет будет принят, бюджет может недосчитаться около 7 млрд рублей акцизов в 2028 году. Ряд экспертов табачной отрасли уже выступили против этого законопроекта.
Портал «СтопНелегальныйТабак» попросил рассказать о проблеме подросткового курения, а также о том, какие последствия может иметь данный законопроект, Светлану Чернышову, председателя НП «Общественный Совет по проблеме подросткового курения».
- С одной стороны, инициативы, направленные на снижение доступности табака и никотина для несовершеннолетних, должны приветствоваться. Но все ли?
- Вот, например, законопроект, который во многих странах позиционировался как «Поколенческий запрет» или «Закон о поколении без табака»: когда вводится полный заперт на продажу табака и никотина лицам, родившимся после определенной даты. Отличная идея, стратегия на здоровое и свободное от дыма поколение будущего.
Но выдвигая такую инициативу, важно просчитать возможность ее прикладной реализации, реалистичность контроля за исполнением, иные возможные «побочные эффекты».
Обозначу три позиции, по которым у меня, как эксперта по рынку нелегального табака и по вопросам курения несовершеннолетних, есть вопросы.
Первое. В государственном масштабе такая инициатива не принята ни в одной стране мира. И даже там, где такой закон принят на местном уровне (например, в некоторых городах штата Массачусетс, США) – он при принятии был привязан к возрасту существующего в США запрета на продажу табака/никотина, т.е. 21 году. У нас предлагается запретить продажу тем, кому сейчас 14 лет на фоне уже существующего запрета на продажу до 18 лет. Такой временной лаг только усложняет понимание закона. В некоторых странах уже принятый (!) закон был отозван с формулировкой «трудно контролировать». И я тут тоже соглашусь и предложу подумать, на какую дополнительную математику мы обрекаем работников прилавка нашей необъятной родины в будущем.
Второе. Представим – законопроект принят. В 2028 году (когда этим «рожденным после…» исполнится 18 лет) мы получим две категории граждан РФ, у которых будет совершенно идентичный набор обязанностей, но немного «разные» права. Кто и как будет решать эту «коллизию права»?
Третье. Последнее. Важное. Мы регулярно проводим мониторинг доступности табака и никотина, в том числе – нелегального, лицам до 18 лет в регионах России. В среднем в 7 из 10 точек, торгующих нелегалом, подросток можем приобрести запретную продукцию. В стране, где запрет на продажу табака и никотина лицам до 18 лет действует… сколько? Правильно, более 23-х лет. То есть, ни наличие закона, ни увеличившиеся в апреле прошлого года почти вдвое штрафы за продажу табака несовершеннолетним, не гарантируют всеобщего исполнения буквы закона. Каждый новый запрет будет «разогревать» рынок нелегальных путей получения продукта.
Новая инициатива имеет благую цель. Но, если неясен или нереалистичен механизм ее осуществления, возможно, эффективнее направить энергию и ресурсы на исполнение существующего запрета. Чтобы можно было с чистой совестью заявить: «На территории Российской Федерации не продают табачную и никотинсодержащую продукцию лицам до 18 лет!».