Светлана Чернышова: «Не купил пачку нелегальных сигарет – помог в борьбе с проблемой подросткового курения»

10.06.2024
Фото: Светлана Чернышова
Светлана Чернышова: «Не купил пачку нелегальных сигарет – помог в борьбе с проблемой подросткового курения» – фото

6 июня на полях Петербургского международного экономического форума состоялось подписание меморандума о сотрудничестве между Общероссийской организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России» и межрегиональной общественной организацией «Общественный Совет по проблеме подросткового курения».  Как подчеркнули стороны, в их планах совместное обеспечение мер по контролю за исполнением норм регулирования в части предотвращения доступа несовершеннолетних к табачной и никотинсодержащей продукции.

О проблеме подросткового курения, а также о том, какие программы по борьбе с ним имеют лучшую эффективность, портал «Стоп нелегальный табак» попросил рассказать Светлану Чернышову, председателя НП «Общественный Совет по проблеме подросткового курения».

 

- Вредные привычки молодого поколения - понятие слишком общее. Сюда относят и пугающую наркотическую, и «менее страшную» игровую зависимости. Мир меняется, меняется картина подростковых аддикций. И, тем не менее, наиболее массовой вредной привычкой молодых людей, не достигших 18-ти лет, на сегодняшний день является курение, дымление и парение сигарет и вейпов.

А раз привычка – массовая, то и вовлечение людей в борьбу с ней требует массовости. Мы, как общественная организация, которая целью своей имеет снижение уровня курения несовершеннолетних, постоянно думаем об улучшении коммуникации с обществом. Чтобы как можно больше членов этого общества потратили немного (или много) сил и времени на поддержку нашей благой цели.

Как разговаривать с обществом о проблеме доступа несовершеннолетних к табаку и никотину? Как изменить толерантное, а иногда и просто равнодушное отношение к фактам продажи запретной (в части вейпов еще и почти всегда нелегальной) продукции? Как показать важность участия каждого там, где она неочевидна с первого взгляда?

Социальному, некоммерческому контенту сложно пробиваться через огромный, плотный поток коммерческой информации и коммерческой рекламы. Потому что последняя – это про покупки и получение удовольствия. ВЦИОМ говорит, что 94% россиян удовольствие с покупкой ассоциируют.

Что можем предложить мы вместо материальной награды? Скорее всего те вещи, которые стоят на верхних этажах пирамиды Маслоу. Которые, как бы пафосно это ни звучало, придадут дополнительный смысл вашей жизни. Ощущение того, что вы меняете мир к лучшему. Причем – в компании таких же хороших людей.

Делать социальную рекламу вокруг проблемы, связанной с колоссальным вредом для детского здоровья непросто. Здесь важно соблюсти очень тонкую грань – с одной стороны, быть запоминающейся, с другой, не напугать шокирующими подробностями. Ведь тогда человек, вместо того чтобы вникнуть в суть вопроса, начнет избегать его.

А нам важно вовлечь тех, кто еще не вовлечен. И тех, кто «вовлечен» пока только на уровне осознания, но не действий. Я абсолютно убеждена: чтобы вовлечь эмоционально – нужны не запугивания, не страшные картинки, не упреки – «что же вы за люди такие равнодушные». Моя задача – чтобы люди захотели встать с нами рядом, присоединиться, проявить свои лучшие качества.

Важно – чтобы им понравились пути и методы решения проблемы, которые мы предлагаем. Чтобы решения, которые предлагаем мы, выглядели мотивирующими, позитивными, исполнимыми.

Еще одно хрупкое равновесие нужно соблюсти. Показывая масштаб проблемы, ее угрозы и последствия, важно «не перебрать с красками» – чтобы у человека не опустились руки: «Нелегальный табак – это миллиардные обороты и коррупция, что я могу сделать?»

Мы стараемся показать значимость маленьких шагов: не купленной пачки нелегальных сигарет, отказа подростку в покупке вейпа с клубничным ароматом, звонка на горячую линию о фактах нарушения закона. Да даже замечание нерадивому продавцу – уже поднимет вашу самооценку.

Кстати, правильно выстроенная коммуникация с населением (популярная анимация с телефоном горячей линии) настолько объединила разные поколения, что в прошлом году мы побили возрастные рекорды - нам на горячую линию с очень толковой информацией позвонили 11-летний школьник и 83-х летний пенсионер. Оба молодцы и наши положительные герои.

Герои, для которых у нас одна награда, которую нельзя купить за деньги – «мир подростков без табака и никотина».

Проголосовать
Обсуждение:
Ваш комментарий будет первый