Татьяна Шулешова: «На Урале из общего числа проинспектированной табачной продукции около трети реализуется с нарушениями»

13.05.2024
Фото: Стоп Нелегальный Табак
Татьяна Шулешова: «На Урале из общего числа проинспектированной табачной продукции около трети реализуется с нарушениями» – фото

В Уральском федеральном округе нелегальный оборот табачной продукции составил 10,3%. Доля контрафактного табака увеличилась в 1,3 раза, а количество российских пачек с признаками подделки – в 4 раза, по сравнению со 2-3 кварталами прошлого года. Эти данные привел Национальный научный центр компетенций (ННЦК) на круглом столе «Нелегальный оборот табачной и никотиносодержащей продукции в УрФО: влияние на экономику и меры для решения проблемы». 

О мерах, принимаемых регионом в области надзора за табачной и никотинсодержащей продукцией, портал «Стоп нелегальный табак» попросил рассказать Татьяну Шулешову – начальника отдела защиты прав потребителей на рынке услуг и непродовольственных товаров Управления Роспотребнадзора по Свердловской области.

 

Какие правовые меры сегодня существуют для противодействия незаконной торговле табаком?

- У органов Роспотребнадзора на текущий момент есть несколько правовых оснований для проведения контрольных (надзорных) мероприятий в сфере оборота табачной, никотинсодержащей продукции.

Первое основание – это проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия. Проводятся они таким образом, что не осуществляется взаимодействие с контролируемым лицом, то есть не могут истребоваться документы, объяснения, вестись переговоры в какой бы то ни было форме. В ходе таких КНМ инспектор проводит контрольные (надзорные) действия либо в общедоступных местах (например, в торговом зале), если это выездное обследование, либо, например, исследуется сайт организации (наблюдение за соблюдением обязательных требований):

-  в случаях, предусмотренных   Федеральным законом  от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», например, при оценке достоверности сведений о причинении вреда (угрозе причинения вреда) охраняемым законом ценностям, поступивших, например, в жалобе; такие контрольные (надзорные) мероприятия, как правило, дают только возможность вынести предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований;

- проведение выездных обследований на основании плана с возможностью выдачи предписаний и переходом в мониторинговую или контрольную закупку (Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», приложение № 1).

Второе – это проведение КНМ с взаимодействием (в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 336):

-  по выявлению индикаторов риска (приказ Роспотребнадзора № 635 от 14.09.2023);

- иные основания, например, требование прокуратуры, поручение президента или правительства и пр.

Из перечисленных технологий контроля относительно новыми являются индикаторы риска (с 2023 года) и выездные обследования с возможностью выдачи предписаний и переходом в мониторинговую или контрольную закупку (с 2024 г.).

 

Насколько успешными можно считать данные меры? И какие основные нарушения выявляются в ходе проверок?

- Из всех контрольных (надзорных) мероприятий, которые проводятся Управлением,  около  трети – с нарушениями. Это и КНМ со взаимодействием, и без взаимодействия. Аналогично, из общего числа проинспектированной продукции также примерно 30% реализуется с нарушениями.

Из нарушений нормативных правовых актов, соблюдение которых оценивалось Управлением в рамках надзора в 2023 г.,  около 50% приходится на нарушения ФЗ № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», более 40 % – на правила маркировки средствами идентификации, и около 5% – на нарушения технических регламентов.

Нарушения, которые выявляются по этой группе товаров, – открытая выкладка, несоблюдение требований к оформлению перечня продукции, реализация продукции в 100-метровой зоне от образовательных учреждений,  нарушение требований к маркировке, в том числе, в части содержания никотина в составе, а также в части средств идентификации, т.е. цифровой маркировки (например, с несоответствующим статусом, «выведено из оборота»).

 

Что еще предпринимает Роспотребнадзор в борьбе с нелегальным оборотом табака?

- Органы Роспотребнадзора не ограничиваются только проведением контрольных (надзорных) мероприятий. Ведется и профилактическая работа с хозяйствующими субъектами. Проводятся такие профилактические мероприятия, как информирование, консультирование, профилактические визиты, вынесение предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. В рамках информирования, например, проводятся семинары, сводный план семинаров на 2024 год размещен на сайте Управления.

Стоит отметить, что хозяйствующие субъекты могут самостоятельно  обратиться с заявлением о проведении профилактического визита в Управление.

Но при всей нашей работе необходимо учесть ряд факторов:

Во-первых,  большой объем нелегальной продукции продается физическими лицами, не зарегистрированными в установленном порядке; это не сфера надзора Роспотребнадзора; контролируемые лица Роспотребнадзора  – юридические лица и ИП, при этом только розничный сектор;   но  у  иных уполномоченных органов  есть полномочия по применению мер в отношении физических лиц;

Во-вторых, некоторые хозяйствующие субъекты находят способы уклонения от соблюдения норм действующего законодательства (например, продажа продукции вне кассы; уклонение от контроля (надзора) и другие);

В-третьих, действует фактор покупателя: приобретение более дешевой продукции – приоритет для многих покупателей, а потенциальный риск приобретения такой продукции  не всегда остро ощущается потребителем.


 - Насколько серьезна пробле
ма незаконной торговли табачной и никотинсодержащей продукции в интернете и что может повысить эффективность ее пресечения? Сложна процедура блокировки сайтов, торгующих нелегальным товаром? И насколько необходимо введение механизма внесудебной блокировки?

- Дистанционная торговля табачной и никотинсодержащей продукцией запрещена в силу ч.3 ст.19 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции».

Тем не менее, данный запрет не всегда соблюдается.

В отношении сайтов, на которых осуществляется такая продажа, Управлением подаются иски о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В 2022 г. судом удовлетворено 26 таких исков, в 2023 г. – 32 иска.

Проголосовать
Обсуждение:
Ваш комментарий будет первый