Мнение президента Ассоциации малоформатной торговли, вице-президента Ассоциации НП «Опора» Владлена Максимова
Торговля нелегальными сигаретами приводит к закрытию магазинов, потерям для добросовестных предпринимателей и снижает доступность товаров повседневного спроса. Такое мнение высказал президент Ассоциации малоформатной торговли, вице-президент Ассоциации НП «Опора» Владлен Максимов.
«Дело даже не в тех 10 млрд рублей, которые, по подсчету специалистов, теряет [от нелегального табака] розница, не только малая, а вообще вся, а в том, что это тянет за собой другие очень опасные процессы. Если человек приходит и видит, что товары-драйверы стоят дороже, чем у нелегалов, как мы понимаем, то он их не берет. Соответственно, магазин теряет здесь, и человек не ходит вообще туда, он не покупает ни колбасу, ни хлеб, ничего. Магазины закрываются, особенно в сельской местности. Люди, которые просят привезти им сигареты из Казахстана раз в неделю в багажнике машины, они не вполне понимают, и от них это неправильно требовать, что это ведет к закрытию магазинов, уничтожению розницы и эрозии экономики», - сказал он на форуме «Дни ритейла в Сибири».
По его словам, табак - это уникальная товарная категория, потому что она подакцизная. Акциз составляет около 70% от стоимости пачки, поэтому эта категория особенно притягательна для нелегальных операторов. Они отбрасывают акцизную часть цены, большую часть присваивают в качестве ренты, а за счет другой дают «скидки» покупателю.
«Нелегальные торговцы мимикрируют именно под малый бизнес, но при этом никакого отношения к легальному малому бизнесу, как вы понимаете, они не имеют. С введением маркировки мешать легальный товар с нелегальным стало на порядок сложнее», - отметил Максимов.
Он добавил, что также специфическая черта розничной торговли табаком в том, что некоторые покупатели сами ищут нелегальный товар, поскольку он дешевле, и тем самым как бы «подбивают» предпринимателя искать его.
Еще одна особенность - низкая розничная маржинальность с табака. «Предприниматель сам абстрактно заинтересован в борьбе с нелегалкой, но практически же надо заниматься этим: надо писать письма, жаловаться, надо идти отслеживать. У него на это, если можно так выразиться, экономических сил нет», - считает Максимов.