Все чаще появляются новости о поставках нелегальной табачной и никотинсодержащей продукции из стран Средней Азии в Россию. Так, недавно на Юге Кыргызстана был выявлен целый завод по производству нелегального табака, чья продукция шла, в том числе, и на российский рынок. Власти Кыргызстана пресекли деятельность подпольного завода по производству и реализации табачных изделий без акцизных марок, расположенного на территории Кара-Суйского района Ошской области.
Портал «Стоп нелегальный табак» попросил прокомментировать ситуацию с оборотом нелегальной продукции в Средней Азии эксперта табачной индустрии, представителя Международного делового совета Улукбека Турдубекова.
- Какова ситуация с нелегальным оборотом табака в Средней Азии и как борются с нелегальным товаром местные правительства?
Начнем с Кыргызстана: получаемые данные о нелегальном обороте табака заставляют говорить о возникновении тревожной тенденции. Раз в квартал проводятся социологические исследования консалтинговой фирмы Nielson, и если смотреть на результаты за третий квартал 2023 года, то за год в Кыргызстане объём нелегальной торговли табачными и никотинсодержащими изделиями вырос более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Мы разделяем табачные изделия на сигареты и никотинсодержащие продукции (стики, снюc, вейпы), но в целом общий объём нелегальной торговли обеими категориями продукции стремительно увеличивается.
Исследования, которые позволяют сделать такой вывод, проводятся по очень интересной методологии. Представители консалтинговой компании ездят по разным регионам страны и в прямом смысле идут по улицам, осматривают в том числе мусорные бачки, проверяя пустые пачки сигарет. По ним они выявляют, какие марки официально зарегистрированы в Кыргызстане, а какие – нет, какие на пачках наклеены акцизные марки, поддельные или нет. Такая методология, на наш взгляд, довольно объективна.
Если говорить о цифрах, то в 2022 году объём нелегального оборота был 7,5%, но за 2023 год эта цифра увеличилась до 17,7%, то есть практически в 2,5 раза. Правительство Кыргызстана понимает, что нелегальный оборот очень сильно вырос, но правительство в лице Налоговой службы и Министерства экономики не согласны с приведенными выше данными, заявляя, что эти цифры можно умножить надвое. Власть тоже мониторит рынок, и по их данным, нелегальный оборот табака достигает 30-40% как минимум.
Все согласны с тем, что объём нелегальной продукции начал сильно возрастать. Правительство создало рабочую группу при Торгово-промышленной палате для борьбы с нелегальным оборотом табака и никотинсодержащих изделий. В эту группу входят представители 13 ведомств: представители силового блока, фискальщики (Таможня, Налоговая) и бизнес-сообщество. Рабочая группа была создана в ноябре 2023 года, но пару месяцев простаивала из-за того, что в январе Президент Кыргызстана подписал Указ о введении моратория на проверки бизнеса. Но как иначе выявлять контрафакт, если существует мораторий на проверки? Позже было инициировано внесение изменений по рейдовым проверкам на акцизную группу товаров, и в марте текущего года они были вновь узаконены.
Теперь рабочая группа свою деятельность возобновила, и по регионам выезжают как представители центрального аппарата Налоговой службы, так и представители Рабочей группы для выявления контрафакта. После того, как проверки начались, примерно раз в неделю издания дают сводку о том, сколько и какого нелегального табачного товара было выявлено. И пока это цифра около 20-30 тысяч пачек в неделю.
Если говорить про регион в целом, то сейчас Кыргызстан и Казахстан на пути инициирования двустороннего соглашения о выработке совместных мер по противодействию оттоку и притоку нелегальной табачной продукции. Работа над соглашением на начальной стадии, но, тем не менее, соседствующие страны понимают наличие определенного объёма потока (импорта-экспорта) нелегальной табачной продукции. Это уже хороший сигнал.
В Таджикистане ситуация иная: около 90% рынка является нелегальным товаром. Из-за неэффективных мер Правительства по сокращению теневого оборота табачных изделий крупные компании, такие как Philip Morris, JTI, BAT официально ушли с рынка Таджикистана. Им неинтересно бороться за оставшиеся 10% рынка.
В целом нелегальный товар завозится в страны Средней Азии, в основном, именно из Таджикистана. Но идет поток нелегального табака и из Узбекистана, с которым у Кыргызстана обоюдная нелегальная торговля. Связано это с тем, что исторически рынок Узбекистана был монополизирован BAT (British American Tobacco), которая заняла 90% рынка.
- Как вы считаете, есть ли что-то общее в ситуации с нелегальным оборотом табака и никотинсодержащих изделий в России и на средне-азиатском рынке?
Конечно, есть. Из-за большой разницы в цене на табачные изделия находятся те ребята, которые из Азии возят нелегальную продукцию в Россию. Это, кстати, одних из главных пунктов критики ЕАЭС (Евразийского экономического союза). Буквально месяц назад на юге Кыргызстана Государственным комитетом национальной безопасности был выявлен нелегальный завод по производству сигарет, на котором производились довольно большие объёмы продукции – несколько сотен тысяч сигарет в год (по данным следствия).
Пачки, которые производились на этом заводе, циркулировали по странам-соседям, в том числе появлялись и на российском рынке. Этот товар вывозился на рынок России и далее по той простой причине, что между нашими странами существует единая таможенная зона, и оборот подобных товаров тяжело оценить, выявить и пресечь.
Введено множество мер регулирования торговли с другими странами, в том числе таможенные пошлины, НДС. Но внутри ЕАЭС – это большая головная боль для органов власти, которые борются с нелегальной торговлей.
- Как вы считаете, какие инструменты наиболее эффективны в противодействии нелегальному обороту табачных и никотинсодержащих изделий?
В первую очередь, безусловно, это координация усилий между странами. То, что уже есть подобные инициативы и подписание координационных мер между Кыргызстаном и Казахстаном, например, является неотъемлемой частью данной работы. Аналогичные соглашения нужны и с Таджикистаном, и с Узбекистаном.
К сожалению, из-за очень тяжелых отношений между Кыргызстаном и Таджикистаном и постоянных военных конфликтов на границе, пока это не представляется возможным. Но вопрос демаркации и лимитации границ между нашими странами решен сегодня на 90%, поэтому ожидаемо, что в течение года-двух, как только будут определены границы, можно будет возобновлять дипломатические отношения, а с ними и соглашения по борьбе с нелегальным оборотом товаров.
Во-вторых, высокую эффективность имеет создание внутренних рабочих групп по вопросам противодействия нелегального оборота табачных и никотинсодержащих изделий. Мы видим, что рейды таких групп на рынке и по местам нелегальной торговли очень эффективны. Конечно, до конца контрабанду побороть невозможно, но возможно регулировать её объемы и постоянно пресекать, по крайней мере, чтобы поток контрафакта не увеличивался. Примечателен в этом смысле опыт Монголии. У них практически нет нелегального оборота табака.
В-третьих, хочется еще отметить и опыт минимальной цены. В Кыргызстане есть институт минимальной цены на табачные и никотинсодержащие изделия. Это подзаконный акт, который устанавливает минимальную цену на табачное изделие, то есть сигареты на данный момент не могут стоить меньше 100 сомов, как и стикинагреваемого табака. Устройство для нагреваемого табака не может стоить менее 1400 сомов и т.д. Если же подобная продукция продается по цене ниже, это автоматически является предметом для проверки. Есть соответствующие антимонопольные органы, которые могут на рынках вместе с налоговиками ходить и контролировать отпускные цены.
Безусловно, многие нелегальные товары на местах тяжело выявить, насколько легальна акцизная марка, например. Но когда нелегальный товар стоит столько же, сколько и легальный товар, потребитель будет брать тот товар, который качественнее и надежнее. Сейчас привлекательность нелегального товара только в стоимости, поэтому мы видим механизм минимальной рыночной цены как очень эффективную меру борьбы с нелегальным табачным оборотом.