Южный федеральный округ возглавляет рейтинг федеральных округов по доле рынка нелегального табака – по данным Национального научного центра компетенций (ННЦК), доля теневого рынка сигарет в ЮФО в 2022 году выросла до 19,4% против 18,9% в 2021-м. Такие данные озвучил заместитель директора ННЦК Байсолт Хамзатов на круглом столе «Нелегальный оборот табачной продукции и его влияние на экономику России и Южного Федерального Округа», организованном Торгово-промышленной палатой Краснодарского края при поддержке Ассоциации малоформатной торговли и информационного портала «Стоп нелегальный табак».
Начиная с 2015 года доля нелегального рынка табачной продукции в России выросла к 2022 году на 1000% до 12,1% и продолжает расти. В количественном выражении объем нелегального оборота сигарет в стране в текущем году превысит 1,3 млрд пачек. По оценке экспертов, в 2022 году ущерб федеральному бюджету от нелегальных сигарет достигнет 113 млрд рублей, из них 88 млрд рублей несобранных акцизов и 25 млрд рублей недополученного НДС.
Ростовская область – один из традиционных антилидеров черного рынка табака. В этом году доля нелегальной продукции здесь выросла до 40% против 37,5% в прошлом году. В Краснодарском крае доля нелегального оборота табака в этом году составляет 14,4%, против 10,4% в прошлом году. Астраханская область и Ставропольский край также имеют существенный оборот нелегального табака – 17,8% и 17,7% соответственно.
Представители федеральной и региональной власти, контрольно-надзорных органов, бизнеса и некоммерческих организаций констатируют, что для борьбы с табачным контрафактом и контрабандой необходимо усилить системную работу правоохранителей «на земле», проводить взвешенную акцизную политику, дать регионам дополнительные стимулы, а также исключить из введенного в 2022 году моратория на внеплановые проверки малого и среднего бизнеса подакцизные товары.
По словам заместителя директора департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России Владислава Заславского, в числе основных причин роста нелегального рынка существенно различающиеся ставки акцизов в странах ЕАЭС, а также отсутствие единого контрольного и надзорного органа за табачной и никотинсодержащей отраслями. Заславский в своем выступлении подчеркнул, что Минпромторг считает крайне важным в совокупности с давно обсуждаемой мерой о перераспределении части доходов от акцизов на табак из центра в регионы наделить субъекты РФ полномочиями по осуществлению контрольно-надзорной деятельности в рамках КоАП. «Если распределить доходы от акцизов на табак по регионам по количеству легальных продаж, да еще и наделить их полномочиями, то субъекты Федерации станут гораздо активнее работать «на улице», как это было с алкоголем с 2016 года», - заявил Заславский. При этом он подчеркнул, что решение о перераспределении акциза еще не принято, хотя Счетная палата, Совет Федерации и Минпромторг давно выступают «за».
Отдельно остановившись на вопросе о гармонизации акцизов, Заславский сказал: «Если даже гармонизация случится к 2024 году, то разница в акцизах между странами ЕАЭС все равно останется и это дополнительный повод продолжать работу контрольно-надзорным органам. Я не знаю, когда у нас будет абсолютно одинаковое налоговое законодательство внутри ЕАЭС в отношении подакцизных товаров».
С ним согласен менеджер по работе с органами государственной власти JTI Россия Роман Трошкин. «Соглашение о гармонизации акцизов в ЕАЭС к 2024 году есть, но уже сейчас ставки акцизов на сигареты в России практически на 1000 рублей выше, чем предусмотрено его условиями. В этой связи взвешенная акцизная политика в России является ключевым условием сдерживания роста нелегального рынка», - подчеркивает Трошкин. Он считает, что после 2024 года целесообразно полностью отказаться от применения диапазона отклонений от уровня индикативной ставки, предусмотренной Соглашением, чтобы в будущем унифицировать акцизы на сигареты и привести их к единой величине во всех странах-членах ЕАЭС.
Начальник отдела контроля антитеррористической защищенности торговых объектов и организационной работы департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края Игорь Монин, выступая на круглом столе, особенно отметил шаги, которые государство уже сделало для «обеления» табачного рынка. Это и введение полной прослеживаемости в рамках системы цифровой маркировки, и единая минимальная цена табачной продукции, как индикатор выявления нелегальной продукции и введенные ограничения на перемещение физическими лицами по территории России и через госграницу немаркированной табачной продукции. При этом Монин подчеркнул, что нелегальная торговля табаком помимо того, что бьет по здоровью граждан, доходам бюджета и благосостоянию законопослушных производителей и ритейлеров, представляет угрозу и для несовершеннолетних. Потому что именно нелегальные торговцы сигаретами чаще всего продают свою продукцию подросткам.
С Мониным солидарна и начальник управления торговли и бытового обслуживания населения администрации Краснодара Елена Кочегарова. По ее словам, в городе проводится системная работа по борьбе с подростковым курением. Председатель Общественного совета по проблеме подросткового курения Светлана Чернышова, выступая на круглом столе, рассказала, что в ноябре Совет запустил новую программу «Закон для всех!», направленную на пресечение фактов незаконной продажи табачной и никотиносодержащей продукции подросткам.
Участники дискуссии особо отметили влияние действующего в этом году моратория на проверки малого и среднего бизнеса на ситуацию на табачном рынке. Как отметила Алиса Андреева, управляющий по корпоративным вопросам региона аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России, данные, приведённые в «Обзоре состояния розничных рынков продаж табачной продукции за II квартал 2022 года», опубликованном ННЦК, говорят о том, что на фоне введённого в марте этого года моратория на плановые и внеплановые проверки розничных предприятий торговли резко сократилось количество протоколов и штрафов, уголовных дел за производство и сбыт нелегальной табачной продукции. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, число обнаруженных нарушений разных видов снизилось в 2 – 7 раз. Все ещё сохраняющаяся доля нелегального оборота 12,1% - это довольно значительная цифра, и она может начать снова демонстрировать рост, учитывая введённый мораторий на проведение проверок”.
По словам руководителя Ассоциации малоформатной торговли Владлена Максимова, мораторий дает пространство для маневра недобросовестным участникам табачного рынка.
Максимов подчеркнул, что в дополнение к выпадающим доходам госбюджета, законопослушная розница теряет от нелегального табака порядка 10 млрд рублей недополученной маржи в год.
Кроме того, в своем выступлении Максимов рассказал, что федеральный информационно-образовательный проект «Честный магазин», созданный Ассоциацией малоформатной торговли в 2019 году для борьбы с нелегальным оборотом табачной продукции, в ближайшем будущем будет расширен на сетевой ритейл.
В рамках программы «Честный магазин» законопослушные представители торговли информируют потребителей о рисках нелегального рынка табачной продукции и размещают в торговых точках информационные материалы об основных инструментах проверки сигарет на легальность. Программа в течение последних трех лет распространялась на традиционную торговлю – сначала в регионах с наиболее высокой долей нелегального оборота, а на сегодняшний день уже тысячи представителей малоформатной торговли в более 80 регионах страны являются ее участниками.
«Сегодня мы подошли к следующему этапу программы – при поддержке Минпромторга России программа выходит в сетевой ритейл. Вовлечение торговых сетей как наиболее крупного канала информирования потребителей даст возможность увеличить масштаб информационной кампании против нелегальной торговли табачными изделиями. Таким образом, мы ожидаем скорейшей реакции со стороны сетевого ритейла и их подключения к программе для информирования потребителей о способах проверки легальности сигарет», - заявил Максимов.