За последние полтора года российская таможня выявила почти 40 млн пачек нелегальных сигарет

25.05.2022
Фото: Стоп нелегальный табак
За последние полтора года российская таможня выявила почти 40 млн пачек нелегальных сигарет – фото

«В период с января 2021 года и за первое полугодие 2022 года заведено 68 уголовных дел и изъято порядка 40 млн пачек сигарет без акцизных марок, которые выявлены подразделениями таможни», - рассказал Рустам Якубов, И. о. начальника Смоленской таможни в ходе пресс-тура, организованного при поддержке информационного портала «Стопнелегальныйтабак.рф». 

На протяжении последних лет в регионах, граничащих с государствами ЕАЭС, стремительно развивается «серый» рынок табака. По данным Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (ННЦК), доля нелегальной табачной продукции на рынке РФ составляет не менее 11,5%. Ежегодные потери федерального бюджета России из-за нелегального рынка сигарет превышают 110 млрд руб. Из-за массовой продажи табачной контрабанды и контрафакта госбюджет недополучает миллиарды рублей, потребитель рискует нарваться на некачественный товар, а легальный малый ритейл несет огромные убытки. «Важно сказать, что нелегалы мимикрируют именно под малый бизнес. Таким образом, малые торговые форматы - это небольшие магазины, нестационарные объекты - принимают на себя основной удар нелегальной торговли, несут потери от уличных торговцев в ящиках, которые черпают свои товарные запасы у нелегальных оптовиков», - поделился Владлен Максимов, Президент Ассоциации малоформатной торговли. Он также подчеркнул, что исключительно важно построить работу на пресечение нелегального товаропотока именно в приграничных регионах.

Одна из основных причин развития теневого рынка табака – разница в ставках акцизов между Россией и другими странами ЕАЭС. Это делает контрабанду сигарет из ЕАЭС сверхприбыльным бизнесом. Для Смоленской области эта тема особенно актуальна из-за потока белорусской контрабанды, которая напрямую поставляется в регион в больших объемах. В этом аспекте особую роль играет деятельность мобильных групп, которые непосредственно «ловят» контрабанду. Мобильные группы осуществляют контроль как вдоль государственной границы, и «в полях», на объездных дорогах, так и на территории региона. В своей работе сотрудники таможни используют мобильные комплексы, оборудованные оборудованы оргтехникой, рациями, IP-камерой, средствами связи, «Спрутом» (прибор, позволяющий изучить скрытые полости грузового отсека транспортного средства, не разгружая его) и многим другим.

Контрабандисты используют различные способы провоза контрабанды: это и сокрытие нелегального товара, и объездные дороги. Зачастую злоумышленники пользуются методом так называемого «прерванного транзита», когда груз, проходящий формально из одной страны СНГ в другую, фактически остаётся в России, оседая на крупных региональных рынках и оттуда распространяясь по более мелким точкам. Якубов отметил, что таможня приняла для себя решение сопровождать такие грузы. «Только сумма акциза с одного транспортного средства составляет более 60 млн рублей. Это большой ущерб для бюджета РФ», - рассказал он.

В вопросе борьбы с нелегальным рынком табака нельзя недооценивать важность взаимодействия между структурами. «Мы сотрудничаем практически со всеми ведомствами: с Минпромторгом, Минэкономразвития, Минтрансом, Минсельхозом, практически со всеми контролирующими органами, Роспотребнадзором, Погранслужбой, Прокуратурой», - подчеркнули в таможне. 

Однако нельзя обойтись без мер усиления законодательства. Государством уже принят ряд важных мер по обелению рынка. Среди них – цифровая маркировка и единая минимальная цена. Помимо этого, члены Счетной палаты и сенаторы Совета Федерации предложили стимулировать регионы для борьбы с нелегальным рынком через направление части табачных акцизов непосредственно в бюджеты субъектов. 

В дальнейшей перспективе совершенствования контроля за оборотом нелегальной табачной продукцией необходимо исходить из системного взаимодействия между федеральными органами государственной власти, вплоть до использования единых программных средств позволяющих отследить путь контролируемого товара от момента производства или ввоза на таможенную территорию ЕАЭС до момента реализации конечному покупателю.

Проголосовать
Обсуждение:
Ваш комментарий будет первый