Польша – одна из стран с самым высоким уровнем нелегального табачного рынка в ЕС. Польская таможня, находящаяся на передовой линии Евросоюза в борьбе с незаконной контрабандой, зафиксировала тенденцию к резкому увеличению количества изъятых табачных изделий с каждым годом. Этот рост свидетельствует увеличении общего объема перемещаемых товаров.
По данным Польского Центрального бюро расследований (CBS), примерно 20% табачных изделий, потребляемых в Польше, являются незаконными - либо производятся на местном уровне и не облагаются акцизным налогом, либо контрабандой без уплаты пошлин. Общая потеря налоговых поступлений оценивается примерно в 2 млрд евро, разделенных поровну между незаконным импортом и незаконным производством. Портал «Стоп нелегальный табак» рассмотрел основные аспекты, влияющие на состояние серого табачного рынка в Польше.
Проблема табачного сырья
Вопрос табачного сырья в настоящее время является основным для польских правоохранительных органов. Это основной материал, необходимый для внутреннего производства сигарет, и на его долю приходится примерно половина всего экспорта польских сигарет (включая транзитные), как легальных, так и нелегальных. Поскольку только четыре государства-члена ЕС (Польша, Словакия, Чешская Республика и Латвия) имеют правовые ограничения и контроль в отношении импорта или использования табачного сырья, его, как правило, легко транспортировать в ЕС из таких стран, как Болгария, Китай и, в меньшей степени, некоторых южноамериканских государств. Хотя Европейская комиссия и Европейское управление по борьбе с мошенничеством (OLAF) только недавно начали признавать роль табачного сырья на незаконном табачном рынке, Польша первой приняла законодательство для контроля за его присутствием на местном рынке в 2013 году.
Местное производство
Производственные структуры в Польше трудно контролировать. Поскольку владение оборудованием для производства сигарет само по себе не является незаконным, правоохранительные органы должны доказать наличие табака на объектах или зафиксировать сам процесс производства. Чиновники Министерства финансов Польши рассказали о своем собственном опыте рейдов на известные производственные объекты: обычно такие попытки заканчивались неудачно, так как предприятия были очищены от всех следов табака и, таким образом, правонарушений выявлено не было. Другим фактом несоблюдения закона (помимо наличия табака) является незаконное использование товарных знаков в случае производства поддельных сигарет.
Организации в настоящее время полагаются на слабые законы в ряде государств ЕС, чтобы получить доступ к единому рынку, прежде чем транспортировать табак в районы, пригодные для производства. OLAF закрывает в среднем около 30 нелегальных фабрик в год.
Беларусь – экспортер
Крупнейшие сигаретные фабрики Беларуси имеют квоту на внутреннее производство сигарет. Они могут свободно производить неограниченное количество сигарет сверх квоты, при условии, что товар предназначен для экспорта. Наравне с Россией, где около половины нелегальных сигарет имеет белорусское происхождение, по факту основными направлениями экспорта являются Польша (3,15 млрд сигарет), Латвия (0,51 млрд) и Литва (0,87 млрд) и другие государства ЕС. Белорусское правительство осознает эту реальность, однако мало что делает для пресечения контрабанды сигарет за пределы своих границ.
Польша как промежуточное звено нелегальной торговли
Польша уже давно признана ключевым транзитным пунктом для контрабанды табачных изделий на запад из стран Балтии и бывших советских республик. На восточной границе между польским Белостоком и Украиной было проведено бесчисленное множество мелких контрабандных операций, часто осуществляемых отдельными лицами. Однако последние тенденции указывают на рост числа организованных многонациональных организаций, совершающих крупномасштабные преступления, связанные с контрабандой.
Новые схемы и методы правонарушителей
Нельзя недооценивать гибкость правонарушителей, которые оптимизируют свою нелегальную деятельность. Развивающиеся методы требуют постоянного обновления законодательства для обеспечения эффективной борьбы с незаконной отраслью. В качестве конкретного примера можно привести недавнее производство 70-сантиметровых сигар для «обхождения» законов об акцизном налоге на табачные изделия. Огромные сигары облагаются налогом, эквивалентным налогу на сигару нормального размера, однако содержат в пять раз больше табака. После импорта сигару потрошат, и ее табак используется для производства сигарет, которые облагаются налогом примерно в два раза выше, чем сигары. В целом полулегальный процесс принес бы прибыль примерно в десять раз превышающую себестоимость производства, однако законодательство было оперативно обновлено с учетом этой «лазейки». Теперь товар облагается налогом исходя из веса, а не количества единиц. Ограничение импорта табачного сырья в ЕС - шаг, который может дать большие результаты повсеместно (так, как это было сделано в Польше).
Работа польской таможни
Польские таможенники тесно сотрудничают с сотрудниками Польского Центрального бюро расследований, чтобы сообща распутывать целые сети контрабанды. Результаты этой работы очевидны: 70% всех сигарет, ежегодно конфискуемых в Польше, изымаются таможенниками. Однако успех подрывается действиями стран-соседей. Основная часть крупномасштабного импорта сигарет теперь поступает не через польские границы с Беларусью и Украиной, а через литовскую границу. Обход внешней границы Польши сводит к минимуму риск изъятий из установленного пограничного пункта пропуска. Вместо этого контрабандисты могут проникнуть на единый рынок ЕС через менее эффективные границы в странах Балтии, а затем отправиться в Польшу.
Должностные лица Министерства финансов, под руководством которых работают таможенники, отметили, что активности таможенных органов могут быть действенными только до тех пор, пока они поддерживаются эффективным законодательством, которое развивается в соответствии с меняющейся ситуацией и появлением новых методов, используемых злоумышленниками.