Система отслеживания транспортных средств с помощью навигационных пломб, которую планируется ввести в России и других странах ЕАЭС, сделает проблематичным использование механизма «прерванного транзита» для грузовиков с нелегальной табачной продукцией. Это позволит сократить ее ввоз в регионы юга России и Северного Кавказа, где доля табачного контрафакта превышает среднероссийский уровень, отметил в интервью РБК ТВ Юг директор по связям с госорганами «JTI-Россия» Алексей Воробьев.
«Главным способом доставки нелегальной продукции через границу является так называемый «прерванный транзит». Когда оформляется транзит, у грузовика должны быть две точки пересечения границы — на въезде в страну и на выезде из нее. Мы регистрируем, что большинство таких грузовиков никогда не доходят до второй точки и никогда на этих пунктах пропуска не появлялись. Хотя документы о транзитной поставке заполняются вполне успешно. При использовании навигационных пломб как минимум эта процедура станет невозможной», — сказал Воробьев.
По его словам, сегодня на продукцию, ввозимую из других стран, приходится 72% всего нелегального табачного рынка в стране. При этом примерно половина всех нелегально ввозимых сигарет, транспортируется из стран Евразийского экономического союза.
«Таких поставок, а мы говорим об объеме 800-900 млн пачек, может быть больше 1 тыс. грузовиков. Эта «карусель» насыщает рынок нелегальным продуктом, который, сгружаясь в центральной части страны, по нелегальным каналам распространяется по всей остальной территории. В том числе он поступает в регионы Юга и Северного Кавказа, где объем нелегального рынка сигарет зачастую оказывается значительно выше средних показателей по стране», — отметил Воробьев.
Он также добавил, что для легальных игроков рынка необходимость устанавливать на грузовики навигационные пломбы не приведет к существенному росту стоимости перевозки и, как следствие, заметному росту цен на конечный продукт.
«Для тех, кто осуществляет транзитные поставки «в белую», необходимость использования пломб добавит какие-то издержки. Но грузовик, который везет сигареты, как правило, имеет заявленную стоимость более миллиона долларов, поэтому добавление к стоимости перевозки за сет пломб не окажет какого-то существенного влияния», — пояснил эксперт, добавив, что сегодня объем легальных импортных сигарет в РФ сейчас составляет не более 3% рынка.
В настоящее время к введению системы навигационных пломб полностью готовы РФ и Республика Беларусь. Необходимая работа ведется в Казахстане, Киргизии и Армении. Ожидается, что система начнет работу на территории стран ЕАЭС в 2025 году.
По данным аналитиков, минимальный ущерб федеральному бюджету от реализации табачной продукции без акцизов на территории Краснодарского края составил 1,62 млрд руб в первом квартале 2024 года, а на территории Ростовской области — 1,2 млрд руб. Федеральный бюджет за этот период недополучил 24,95 млрд руб.