На прошлой неделе в Общественной палате РФ прошел круглый стол «Партнерство родителей, педагогов, общественности и НКО для предотвращения подросткового курения: планы на 2025 год».
Проблема детского и подросткового курения продолжает быть актуальной. Она включает в себя множество аспектов, поэтому в прошедшем круглом столе принимали участие эксперты разных сфер: органов власти, медицинских и психологических организаций, лабораторий социальной рекламы, родительских организаций и некоммерческого сектора.
«Очевидно, что проблему подросткового курения нельзя решить одними только усилиями педагогов и родителей, когда у нас существует незаконная продажа вейпов несовершеннолетним и ряд других проблем», — заявила Елена Тополева-Солдунова, модератор круглого стола, директор АСИ и председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора.
Недавно в Госдуму внесли законопроект о полном запрете продажи вейпов и электронных сигарет. Однако, по словам Тополевой-Солдуновой, даже если законопроект будет принят, это займет много времени, а обходные пути никто не отменял. Поэтому важно обсуждать вопросы воспитания подростков и введения мер по сокращению доступности электронных сигарет уже сейчас.
Исполнительный директор Общественного совета по проблеме подросткового курения Анна Сорочинская привела статистику курения среди подростков.
Общественный совет по проблеме подросткового курения уже 20 лет проводит системную работу, которая направлена на снижение уровня подросткового курения. Совет занимается ограничением доступа несовершеннолетних к табачной никотинсодержащей продукции, проводит образовательные проекты для родителей, формирует законодательные инициативы и изучает каналы, через которые подростки получают доступ к такой продукции.
Согласно данным исследовательского центра «Ромир», в России почти 33% подростков с 11 до 17 лет регулярно или время от времени курят сигареты (электронные и нет) и вейпы. Если сузить возрастную категорию до 16–17 лет, то цифра курящих только электронные сигареты составит 45%.
«Цифры показывают, что проблема подросткового курения не просто острая, а гиперострая. Если раньше подростки самостоятельно покупали никотинсодержащую продукцию в небольших торговых точках, то сейчас мы столкнулись с новой проблемой — посредничеством взрослых, которые покупают вейпы несовершеннолетним», — заявила Сорочинская.
По словам Анны, до тех пор пока у подростка есть прямой доступ к никотинсодержащей продукции, глобально проблему решить невозможно. Для этого совет разработал социальную кампанию «Спасибо за отказ!», которая стимулирует продавцов не продавать запрещенную продукцию детям.