И ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКЕ
Артем Кирьянов: Рынок уйдет в «черные» каналы

В редакции «Комсомольской правды» прошел круглый стол, посвященный ситуации на рынке электронных сигарет и жидкостей для них «Запретить нельзя регулировать. Как тотальные запреты меняют рынок и общество».
• Сейчас обсуждается целый ряд предложений, которые касаются регулирования электронных систем доставки никотина. Но мы с вами должны понимать, что сегодня наступает период умного регулирования. А умное регулирование - это «запретить депутатам запрещать», - сказал на круглом столе заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов. – Наша сегодняшняя тема - «запретить нельзя регулировать», и для меня запятая однозначно должна стоять перед словом «регулировать». И это касается всего.
Когда появилось такое явление, как никотинсодержащие жидкости и электронные средства доставки никотина, оказалось, что барьеры входа на этот рынок очень низкие. И туда хлынули все, - говорит член президиума некоммерческого партнерства «ОПОРА», член Правления Союза предприятий индустрии никотиносодержащих изделий Владимир Мишеловин. - Поэтому на данном рынке сотни (а может быть, тысячи) хозяйствующих субъектов, которых мы не знаем. Вот почему организовать этот рынок, чтобы все было в рамках закона, достаточно сложно. Проще запретить. Но в случае запрета те немногочисленные игроки, которые сегодня еще пытаются удержаться в этом поле, уйдут в другие бизнесы. А мы останемся один на один с той нелегальной нишей, которая и сегодня достаточно велика, а будет еще активнее развиваться. Мы не будем понимать, какой продукт покупают потребители, откуда он привезен...
Эксперты предупреждают: особенно серьезную угрозу представляют собой нелегальные вейпы.
• Мы не понимаем их состава, не знаем, в каком гараже разлиты эти жидкости, и не можем это контролировать, ограждать потребителя от угроз жизни и здоровью, - обозначил проблему Артем Кирьянов. – И сегодня мы пытаемся максимально сократить объем нелегального рынка.
По словам депутата, обсуждать эти вопросы надо через призму понимания, что запрет явления не убирает его из жизни:
• У нас миллионы людей являются потребителями систем доставки никотина. Смешно думать, что, запретив это формально, мы уйдем от рынка. А вот рынок от нас совершенно точно уйдет. Он уйдет в «черные» каналы в социальных сетях, в теневой интернет и по совместительству - в рынок распространения наркотиков.
Еще один побочный эффект запрета – это потери налоговых поступлений.
• За три года у нас увеличилось поступление акцизов (от вейпов, - Ред.) в 10 раз! – приводит цифры Артем Кирьянов. - Сегодня это 420 с лишним миллионов рублей (цифры за семь месяцев 2024 года, - Ред.). Фискальный эффект от обеления этой подотрасли - это уже плюс 100 миллиардов. А у нас сегодня достаточно напряженная бюджетная ситуация. Мы принимаем очень важные решения по финансированию огромного количества национальных проектов. У нас есть суперзадача, связанная с развитием обрабатывающей, оборонной промышленности, продукцией двойного назначения. И в этот же момент мы отказываем себе в дополнительных доходах и пытаемся этими бюджетными доходами поделиться с организованной преступностью.
• Логика «запрет вейпов равно исчезновению спроса» - это неверно, - говорит член Общественного совета при Министерстве здравоохранения Российской Федерации Константин Кунц. - Если запрещать средство доставки вещества, которое формирует зависимость, человек пойдет и найдет либо другое средство доставки этого вещества (те же самые сигареты), либо будет искать то, что ему нужно, но уже в «серой зоне». А если говорить про интернет-рынок, представьте, что еще запрещенного подросток может там найти и попробовать?..
• Наша конституция гарантирует единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, - напомнил Кирилл Кузнецов из «Опоры России». - И у «Опоры России» вызывает опасения нарушение принципа свободы предпринимательской деятельности. Так как предприниматели, ведущие бизнес в одних регионах, где могут быть запрещены электронные системы доставки никотина, будут находиться в неравных условиях с конкурентами из других субъектов федерации.
• Не должно быть «удельных княжеств» - где-то можно, где-то нельзя… - говорит Артем Кирьянов.