Михаил Дубин: «Маркировка принесла дополнительные 45 млрд рублей в бюджет страны в первый же год работы»

13.09.2021
Фото: ТАСС
Михаил Дубин: «Маркировка принесла дополнительные 45 млрд рублей в бюджет страны в первый же год работы» – фото

Два года назад в России была запущена обязательная система цифровой маркировки, в рамках которой с 1 июля 2019 года запрещен выпуск, а с 1 июля 2020 года – продажа сигарет без специального цифрового кода, нанесенного на упаковку. Михаил Дубин, Председатель Совета Директоров Центра развития перспективных технологий оценил результаты введения системы цифровой маркировки и рассказал порталу «Стоп нелегальный табак» о возможностях её развития.

- С момента введения цифровой маркировки табачной продукции прошло 2 года. Как Вы оцениваете результаты?

Маркировка сигарет стартовала 1 июля 2019 года, летом 2020 года наступил запрет на продажу сигарет без маркировки. Какие результаты мы видим: если предыдущие несколько лет доля нелегальных сигарет на рынке росла, ежегодно увеличиваясь в два раза год к году, то в 2020 г. она сократилась. По данным агентства Нильсен с 15.6% до 7%. То есть в первый же год удалось изменить негативный тренд. Конечно, нужно учитывать, что эти исследования фрагментарны, нет охвата всех регионов, но для того, чтобы увидеть динамику «было-стало» – вполне показательны. Минпромторг, главный регулятор системы маркировки, создал единую методику анализа рынков. Табачный – первый в списке. Анализ порядка 600 млн пачек сигарет и всех населенных пунктов страны сейчас показывает продолжение тренда на снижение доли нелегального оборота. Если суммировать – по разным методикам маркировка примерно в два раза сократила нелегальный рынок в первый же год работы.

Другим эффектом можно назвать количество заводов, которые «появились» с началом маркировки и начали работать в легальном поле – 16 новых заводов. Также вместе с правоохранительными органами удалось выявить и закрыть 20 нелегальных предприятий. Напомню, что до начала маркировки всего около 30 компаний работали в легальном поле, отчитываясь и платя налоги. Были пресечены каналы поставок немаркированной продукции из ОАЭ, Армении и Республики Беларусь. За прошлый год изъято около 20 млн пачек сигарет.

Все это привело к росту акцизных сборов в бюджет страны – на уровне дополнительных 45 млрд рублей с 538 млрд рублей в 2019 году до 583 млрд рублей в 2020 году. Рост сборов впервые за несколько лет превысил уровень роста ставки акциза.

Помимо сигарет с января 2021 года стартовал эксперимент по маркировке никотинсодержащей продукции (НСП), включая стики с нагреваемым табаком. Производители полагают, что маркировку следует распространить на всю никотинсодержащую продукцию, включая жидкости. Все это делается, чтобы защитить интересы легальных производителей и обеспечить безопасность потребителей.

- Введение маркировки проходило поэтапно, в том числе и для того, чтобы участники рынка могли подготовиться к изменениям. Можно ли считать, что сейчас вся оптовая и розничная торговля полностью готовы к работе в новых цифровых условиях?

Думаю, можно с уверенностью говорить, что внедрение системы на всех этапах товаропроводящей цепи завершено и все добросовестные участники подключены и работают в системе. Производители, опт и сетевой ритейл подключились первыми. Что касается тех, кто все еще за периметром, это мизерная часть мелкой розницы. Продолжаем активную разъяснительную работу, привлекаем технологических партнёров, государственные органы. Использовали интересный ход – пользователи мобильного приложения Честный ЗНАК могли найти неподключенный магазин и, если уговорят подключиться, – получают вознаграждение. Несколько тысяч магазинов так оказалось в системе. И что тут важно помнить – с декабря вступают в силу изменения в кодекс об административных правонарушениях. К тем, кто не исполняет законодательные требования по маркировке или исполняет их лишь частично, будут применяться серьезные меры ответственности.

- Вы ранее говорили о первых результатах работы системы маркировки в табачной индустрии: обеление отрасли и борьба с нелегальным продуктом, рост сбора акцизов, защита потребителей от контрафакта. Участники рынка также говорят о важности самого тренда на диджитализацию, использование Big data, массива собираемых данных.  Как скоро и в каком объеме им станет доступна маркетинговая информация из системы? Если к ее получению есть формальные препятствия, может быть, имеет смысл поработать над приведением законодательства в этой сфере к реалиям нового цифрового мира?

Вопрос предоставления данных из системы производителям – важный вопрос для компаний. Этот шаг позволит бизнесу получить достоверные данные о положении товаров на рынке, более эффективно вести маркетинговую политику и в случае необходимости оптимизировать сбытовые цепочки. То есть мы говорим о сокращении издержек.

Для того, чтобы создать полезный для бизнеса продукт, мы провели много встреч и сформировали набор данных, в которых у бизнеса есть потребность. При этом необходимо соблюсти условия раскрытия информации таким образом, чтобы они не противоречили принципам честной конкуренции и не давали преимущества одним участникам рынка перед другими.

На данный момент мы находимся в диалоге с регуляторами по вопросам изменений в законодательство.

Также важно отметить, что и для нас этот процесс не является легким. Построение такой системы невозможно без дополнительных вложений в инфраструктуру обработки данных на нашей стороне.

-  В продолжение вопроса о диджитализации: нужны ли в современных условиях бумажные акцизные и специальные марки? До появления цифровой маркировки они помогали подтвердить аутентичность продукта и уплату налогов. Теперь же смотрятся атавизмом по сравнению с цифровым кодом - и по удобству использования, и по степени защиты. Что в этой связи происходит в странах-наших соседях по ЕАЭС и Узбекистане?

Наши коллеги по Евразийскому союзу сейчас прорабатывают возможность замены традиционной «бумажной» марки цифровым акцизом. В странах уже введена цифровая маркировка по ряду подакцизных товаров – это табачные изделия и алкогольная продукция. В этом смысле система маркировки предоставляет широкие возможности как для контроля со стороны государства, так и в плане удобства для бизнеса.

Узбекистан, который имеет статус наблюдателя в ЕАЭС, стал первой страной в СНГ, которая уже ввела цифровой акциз для пивной продукции. Это стало возможным благодаря цифровой маркировке. Недавно Казахстан анонсировал отказ от бумажных акцизов для алкоголя и табака в пользу маркировки, став второй страной в СНГ и первой в ЕАЭС. На очереди Киргизия. Очевидно, за этим будущее.

-  Когда, по Вашим прогнозам, на территории ЕАЭС будет создана единая система цифровой маркировки товаров? Какие трудности в этом отношении существуют?

Система развернута во всех пяти странах ЕАЭС. В четырех из пяти, за исключением Беларуси, используются непосредственно российские технологии, как и в Узбекистане. В Беларуси – аналогичные технологии. То есть происходит полноценный экспорт отечественных технологических решений.

Я напомню, что маркировка в ЕАЭС внедряется по единым правилам и принципам – на основе соглашения о маркировке, подписанного еще в 2018 году. Также утверждена базовая технологическая модель маркировки, которая была разработана по поручению глав правительств государств-членов ЕАЭС и описывает основные параметры взаимодействия стран и операторов маркировки. Кроме того, Советом ЕЭК принято решение о единых механизмах криптографической защиты кодов маркировки, которые должны быть реализованы к 1 января 2023 года.

- С помощью мобильного приложения Честный ЗНАК любой может проверить легальность товара. Какие новые функции и возможности для пользователей появятся в нем в ближайшее время?

Вы правильно заметили – любой может проверить легальность товара. То есть теперь именно покупатели влияют на то, что им продают. И мы видим, что это востребовано, приложение скачали уже более 4 млн раз, проверили 55 млн товаров. Приложение по коду маркировки подтверждает легальность пачки, либо выдает информацию, что это покупать не стоит, тогда человек сразу из приложения может отправить жалобу, которая попадет в контрольно-надзорные ведомства. Что появится нового – больший акцент на общественном контроле и повышение удобства этого процесса; больше новых стимулирующих акций; совместные проекты с брендами – производителями, магазинами. Если говорить не только про сигареты, то в приложении недавно появилась карта поиска лекарств – человек может найти любое, даже самое редкое лекарство, а еще и настроить будильник их приема. Подобные новые функции тоже будут появляться. В целом мы спрашиваем именно пользователей, что бы они хотели видеть, и внедряем это.

Но приложения у нас есть не только для потребителей. Недавно создали мобильное приложение Честный ЗНАК.Бизнес. Это бесплатное решение, за счет которого малые и средние предприятия смогут легко подключиться к процессу маркировки и сэкономить, например, на сканерах или воспользоваться бесплатным электронным документооборотом. Скоро там появятся дополнительные сервисы аналитики и другие функции.

- Как Вы видите дальнейшее развитие системы «Честный ЗНАК» с точки зрения борьбы с контрафактом? Возможно ли сделать так, чтобы сигнал в приложении автоматически становился обращением в соответствующие органы – официальным поводом для проверки?

Мы активно взаимодействуем с органами государственной власти, я уже говорил, что информация от пользователей оказывается в личных кабинетах Роспотребнадзора, развиваются аналогичные возможности с другими контрольно-надзорными органами. Важным является обеспечение обратной связи для заявителя от контролирующего органа, чтобы потребитель не только владел информацией о факте подачи жалобы, но и о результатах ее рассмотрения.

- Как взаимодействуют ЦРПТ и Государственная Комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции?

Нас как оператора государственной системы маркировки приглашают на заседания Госкомиссии, так как на ней принимается много решений по маркировке. По требованию госорганов представляем доклады по текущим результатам, высказываем экспертное мнение по любым другим вопросам.

- Цифровая маркировка и прослеживаемость, помимо прочих задач, призвана помочь правоохранительным органам справиться с производством и сбытом нелегальной табачной продукции. Есть ли заказ со стороны государственных органов на разработку новых проектов/инструментов для борьбы с теневым рынком?

Маркировка сама по себе и есть такой инструмент с огромным потенциалом. Уже сейчас благодаря «Честному знаку» власти могут идентифицировать нелегальный товар, а в случае с некачественной продукцией отследить, какой путь он проделал, и определить, кто понесет ответственность за нарушение. Каждый код подписан цифровой подписью конкретной компании или предпринимателя, поэтому определить нарушителя можно со 100%-ной точностью. У правоохранительных органов есть запросы, но они больше касаются анализа данных нашей системы. Также не только от правоохранительных, но и в целом от органов власти поступают запросы на интеграцию между «Честным знаком» и их информационными системами. С 11 ведомствами уже подписаны соглашения об информационном взаимодействии, список постоянно расширяется, множатся интеграции с системами госорганов. В I полугодии 2021 года количество запросов в систему со стороны госорганов выросло на 91% к показателям II полугодия прошлого года. Сейчас мы ведем диалог о дальнейшей цифровизации процессов, их автоматизации.

 

Проголосовать
Обсуждение:
Ваш комментарий будет первый