С 27 января 2025 года на территории Союзного государства России и Белоруссии для перевозки автотранспортом «широкого ряда импортируемых и экспортируемых товаров» потребуется использовать электронные навигационные пломбы, сообщили «Известиям» в Федеральной таможенной службе (ФТС).
«Наложение и снятие устройств» будут производиться на пунктах пропуска через границу РФ, а также на контрольных пунктах в соседней республике, уточнили в Центре развития цифровых платформ (ЦРЦП, оператор пломбирования). Для этого перевозчикам потребуется оформить электронный кабинет на сайте оператора. Такие пломбы сейчас используются на ж/д транспорте для контроля за транзитными грузами.
При пересечении границы Союзного государства в режиме таможенного транзита навигационная пломба будет устанавливаться на двери транспортного средства. В специализированную информационную систему, к которой будет доступ у ФТС, будут передаваться данные о маршруте, движении, фактах снятия или взлома, потере сигнала или низком заряде устройства, рассказал «Известиям» операционный директор ILC Александр Юрищев. Сниматься пломба будет по прибытии на таможенный пост назначения. Для бизнеса в этом случае снизятся риски убытков из-за недостач и краж, так как подделать или вскрыть подобные устройства непросто, отмечает он.
Информация о передвижении груза пойдет в ЦРЦП и ФТС — для пресечения незаконного ввоза товаров из третьих стран, добавили в таможенной службе.
Порядок навигационного опломбирования автотранспорта был определен после вступления в силу декрета Высшего государственного совета Союзного государства от 6 декабря 2024 года № 7 «Об отдельных мерах по противодействию незаконному импорту товаров». В настоящее время осуществляется подготовка к началу практической реализации меры, отметили в ФТС. Известно, что в программе участвуют Минтранс, Ространснадзор, ФНС и Росалкогольтабакконтроль.
— Навигационные пломбы уже давно и успешно работают в Белоруссии, — рассказал «Известиям» заместитель генерального директора по мультимодальным перевозкам BMJ-logistics Юрий Фиошкин.
При выходе из терминально-логистического центра отдельные машины с товарами запечатываются этими устройствами и таможня в реальном времени видит путь грузовика, а также места его остановок и возможные отклонения от маршрута, отметил участник рынка. Аналогичный принцип теперь распространят и на РФ, отметил эксперт. По информации ЦРЦП, под опломбирование попадает широкий ассортимент товаров. Это импортируемая табачная и алкогольная продукция, в том числе пищевой спирт, солодовое пиво, красные вина, сусло виноградное, вермуты и прочее; табачное сырье, сигары и сигареты, а также заменители никотина для электронных трубок.
По данным Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (ННЦК), доля незаконного оборота табачной продукции в РФ в III квартале 2024 года снизилась и составила 10,8% в пересчете на курящее население страны и 11,4% в пересчете на всё население страны. Несмотря на положительную динамику, этот вид незаконного оборота остается самым весомым, занимая 53% в структуре незаконного оборота. Как отмечают в ЦРЦП, пломбы помогут справиться с этим потоком.