Эксперты призвали к взаимодействию производителей и маркет-плейсов для борьбы с нелегальной онлайн-торговлей

28.04.2021
Фото: advertisingforum.ru
Эксперты призвали к взаимодействию производителей и маркет-плейсов для борьбы с нелегальной онлайн-торговлей – фото

Рост нелегальной интернет-торговли создает все большую угрозу для всех компаний, развивающих бизнес в этом сегменте. Основной вопрос – как победить нелегальную торговлю в сети, не ущемив при этом законопослушный бизнес, создающий рабочие места и платящий налоги.

Участники Экспертного клуба, организованного АКАР и ADRESS в преддверии пятого Национального рекламного форума (НРФ), отмечают, что без системного подхода и разумной государственной политики добиться улучшения ситуации будет сложно.

«Существует риск, который очень быстро проявляется в истории с онлайн торговлей. Это история с контрафактом, риск появления которого в онлайне сразу увеличивается, и история с регулированием продаж разного рода «вредных» товаров», - заявила тему Ксения Болецкая, модератор Экспертного клуба НРФ на сессии «E-commerce для больших брендов: из маленькой истории в блокбастер».

Чем сложнее условия ведения бизнеса у честных предпринимателей, тем больше преимуществ получают нарушители закона. Например, отсутствие легальной возможности дистанционно реализовывать алкоголь и табак приводят к тому, что всю эту нишу занимает теневой бизнес.

«Онлайн торговля становится всё больше вовлечена в распространение контрафактной и нелегальной продукции.  В Интернете нет серьезного регулирования, что дало большой толчок к развитию e-commerce. Но сейчас мы подходим к этому. Многие категории товаров у нас запрещены к продаже через Интернет – алкоголь и табак. Но данные исследований говорят о том, что доля их продаж в онлайне растет», - сообщил Алексей Поповичев, исполнительный директор Ассоциации «Русбренд».

Нелегальная торговля в Интернете влияет не только на потерю прибыли маркетплейсов, но и заостряет серьёзные социальные проблемы. Например, дистанционная торговля табаком стимулирует подростковое курение. Многолетняя работа по снижению уровня курения среди несовершеннолетних сейчас имеет обратную тенденцию именно из-за развития нелегальной торговли в сети Интернет. По данным исследований общественных организаций, которые озвучил Алексей Поповичев, на просторах Интернета было выявлено как минимум 27 сайтов и 30 групп в социальных сетях, которые осуществляют продажи табака, в том числе несовершеннолетним.  Для продавцов нелегальной продукции в Интернете это золотое дно, так как риски минимальные, а прибыль возрастает в разы.

Нередко власти предлагают довольно спорные методы борьбы с проблемой. Например, введение обезличенной упаковки, скрывающей бренд. Алексей Поповичев привел пример австралийского опыта, где «потеря лица» бренда привела к росту теневого рынка на 30%, так как выявить нелегальную продукцию стало сложнее.

В кризисной ситуации потребитель начинает искать максимально дешевое предложение. Интернет ему в этом помогает, и человек уже ищет сигареты, а не бренд. Таким образом исчезает аспект конкуренции, рынок нелегальной продукции растёт. И все от этого проигрывают: потребитель теряет выбор, государство - налоги.

Другая проблема на пути борьбы с контрафактом – позиция поисковых систем, которые неохотно идут навстречу правообладателям и честному бизнесу. Как отметили эксперты, интернет-компании апеллируют к предоставлению всем равных возможностей, но не учитывают, что недобросовестные предприниматели могут злоупотреблять этим равенством.

Крупные площадки активно следят за отзывами и жалобами потребителей на недобросовестных продавцов, которые реализуют некачественный или контрафактный продукт.

«Маркетплейсы работают на очень важной вещи – на доверии: доверие между людьми, доверие к поставщику услуг, доверие к информации», - подчеркнул Олег Лебедев, директор по маркетингу AliExpress Россия.

Однако продажа такой продукции в большей степени происходит на небольших площадках: или за оболочкой другого товара, или в социальных сетях. Другая сторона проблемы – готовность самого потребителя покупать нелегальный товар и рекомендовать его другим даже на крупных площадках. По мнению представителей отрасли, интернет-компании не всегда стремятся разобраться в ситуации и затягивают рассмотрение жалоб на реализацию подделок или контрабанды.

Сейчас важно понять, как объединить усилия, чтобы противостоять нелегальной торговле в сети Интернет, не навредив добросовестным продавцам. Требуется не только работа в направлении развития законодательной базы, объединения усилий брендов и маркетплейсов, но и информирование пользователей об уроне, который наносит нелегальная продукция.

Обсуждение:
Ваш комментарий будет первый