Доля нелегального табачного рынка на российском рынке снизилась впервые за пять лет. На статистику повлияли пандемийные ограничения и ряд других факторов. Тем не менее есть серьезный риск того, что в текущем году проблема может усугубиться. Исследование аналитического центра НАФИ прогнозирует, что даже при установке серьезного контроля на границе, доля нелегальных сигарет вырастет до 15% в российских масштабах, а бюджетные потери в 2022 году составят 130 млрд руб.
Портал «Стоп нелегальный табак» пообщался с Денисом Терсковым, представителем движения «Антидилер», и узнал, какие «внутренние» причины влияют на увеличение доли теневого табачного рынка.
Денис, скажите, какие факторы могут воздействовать на развитие нелегального табачного рынка?
По нашим наблюдениям, в 2020 году стали продавать больше нелегальных сигарет. Это связано с тем, что, какие бы меры не принимались, без постоянного контроля за розничной продажей реального эффекта не достичь. Табачные контрафактники знали, что в пандемию был мораторий на проверки. Роспотребнадзор не всегда проводит проверки, а МВД не всегда занимается проблемами, так как на точке обычно недостаточно крупные партии.
В чем, на ваш взгляд, заключается главное препятствие в работе силовых структур?
Силовики зачастую говорят, что у них нет задачи пресечь оборот нелегальных сигарет, невозможно выделить ресурсы на эту проблему, она не в приоритете, хотя стала более значимой. Но если бы была воля и стремление решить проблему, вернуть деньги в казну, то ситуация бы поменялась.
А где, по-вашему, работа идет лучше?
Хорошо работает таможня, особенно уральская таможня. Они на контакте и сотрудничают, хорошие отзывы о взаимодействии с оренбургской таможней. С силовыми структурами ситуация отличается вплоть до разного восприятия проблемы на уровне отделов МВД – все зависит от того, куда попадет заявление. В одних отделах могут отработать оперативно и качественно, в других – спустить на тормозах. Возможно, дело в коррупционных связях, может в нежелании работать. В Красноярске 3-4 отдела отлично работают, другие – не едут и максимально стараются не изымать.
Какую долю на точке в среднем занимает «серая» табачная продукция?
По нашим оценкам, на полках ряда торговых точек, активно торгующих нелегальными сигаретами, от 40% до 90% «серой» продукции (в таких городах, как Москва, Ростов-на-Дону, Красноярск, Архангельск и др.) Где-то продают внаглую, где-то прячут. После приезда квалифицированных сотрудников органов и изъятий, на полках может остаться до 10% всего ассортимента табака (это уже исключительно легальный табак). Оборот нелегальных сигарет развивается острее, чем, например, оборот нелегального алкоголя и лекарственных препаратов. Если раньше был бум контрафактного казахского алкоголя, кавказское «виски» по 300 рублей, то сейчас проблема снизила градус.
Как, исходя из вашей практики, продавцы обосновывают свои правонарушения?
Продавцы нелегальных сигарет часто не видят никаких проблем, в том, что товар может не соответствовать критериям качества, что внутри может быть не табак вовсе. «У людей нет денег, мы делаем для них добро, неважно, что налогов не платим», - примерно так можно описать их логику. Продавец может не вникать, но хозяин точки точно знает, что и как у него продается. Хотя иногда случается и обратное.
Почему все-таки существует спрос на нелегальную продукцию?
У людей падают доходы, они выбирают паленый алкоголь, контрафактные дешевые сигареты из опилок с непонятными примесями. А преступники с радостью все это продают и не гнушаются зарабатывать на подростках, продвигая свои «товары» покупателям прямо со школьной скамьи. Важен факт личной ответственности и осознанности – это тоже поможет в борьбе с нелегальной продукцией.