РБК: «Контрафактная продукция обладает низким качеством и недостаточными потребительскими характеристиками»

06.06.2024
Источник: РБК
Фото: РБК VK
РБК: «Контрафактная продукция обладает низким качеством и недостаточными потребительскими характеристиками» – фото

Компания «РБК Исследования рынков» (входит в медиахолдинг РБК) опубликовала результаты масштабного аналитического исследования «Оценка рынка нелегальной продукции в России».

По оценкам аналитиков РБК, рынок нелегальной продукции в России за минувшие 4 года вырос на 58% (в текущих ценах). В результате оборот нелегальных товаров в 2023 году составил 4,9 трлн рублей, что составляет около 10,1% оборота всей розничной торговли РФ. Это более чем в 5 раз превышает аналогичный общемировой показатель (в среднем 1,8% розницы).

Рост нелегального товарооборота приводит к убыткам федерального бюджета. Суммарный объем налога на добавленную стоимость (НДС), недополученного бюджетом РФ в 2023 году, оценен в 976,9 млрд рублей (около 13,6% от текущего объема поступлений НДС).  В этом «антирейтинге» лидирует оборот fashion-товаров, а также продуктов питания и безалкогольных напитков.

Контрафактная торговля также снижает поступления от продажи подакцизных товаров. Потери бюджета с учетом недополученных государством средств от налогов и акцизов оцениваются примерно в 167,4 млрд рублей для рынка табачной и никотинсодержащей продукции; в 127 млрд рублей – для рынка алкоголя.

Развитие теневого рынка товаров, по мнению исследователей, обусловлено несколькими факторами. Среди них – инфляция, легализация параллельного импорта, действующий мораторий на проверки бизнеса (включая розницу), а также высокие темпы развития маркетплейсов. Согласно оценкам аналитиков «РБК Исследования рынков», 40,4% оборота теневого рынка товаров приходится на розничные магазины; 37,3% - на онлайн-каналы (маркетплейсы, интернет-магазины). Еще 22,3% продаж нелегальной продукции обеспечивают рынки, ярмарки и прочие форматы так называемой «нецивилизованной» розницы.

По итогам всероссийского опроса, проведенного в рамках исследования, выяснилось, что за последний год более 36% россиян сталкивались с контрафактом. В топ-3 вошли табачная и никотинсодержащая продукция (нелегальный оборот отметили 54,4% респондентов), одежда (42,8%) и обувь (37,8%).

Подавляющее большинство россиян – участников опроса (78,3%) считают, что борьба с контрафактом важна для государства. Однако при этом усилия государства в данном направлении замечают только 43,7% опрошенных, тогда как 35,4% не видят никаких попыток борьбы с нелегальным товарооборотом.

«Контрафактная продукция не только лишает российскую экономику существенного объема налоговых поступлений и мешает здоровой конкуренции в отраслях за счет неестественно заниженных отпускных цен со стороны недобросовестных продавцов, но и в большинстве своем обладает низким качеством и недостаточными потребительскими характеристиками. Более того, она потенциально может быть небезопасной для здоровья потребителей, в особенности, если речь идет о пищевых продуктах, алкогольных напитках, табачной продукции, лекарствах, детских товарах», – отмечают авторы «РБК Исследования рынков».

Помимо анализа данных Росстата, ФТС РФ и других открытых источников, исследование РБК базируется на социологических данных – результатах всероссийского опроса, проведенного компанией в мае 2024 года. В опросе участвовал 1981 респондент из всех федеральных округов РФ. Репрезентативность выборки обеспечена равномерным распределением участников опроса по основным социально-демографическим характеристикам (категории и виды населенных пунктов; возраст; пол; уровень дохода).

Проголосовать
Обсуждение:
Ваш комментарий будет первый