На ПМЭФ-2023 обсудили необходимость цифровой маркировки продукции

16.06.2023
Источник: rbc.ru
Фото: Александр Вильф / РИА Новости
На ПМЭФ-2023 обсудили необходимость цифровой маркировки продукции – фото

Система цифровой маркировки товаров на базе российских технологий запущена и работает в России, странах ЕАЭС и Республике Узбекистан. Система в режиме реального времени предоставляет информацию о состояниях отраслей — динамике производства и импорта, объемах запасов и продаж, цен и наценок по всей цепочке движения товаров.

По данным исследования «Высшей школы экономики», валовая стоимость товарных групп, которые охватывает требование об обязательной маркировке, составляет 4,6 трлн руб., а группы, для которых в ближайшее время планируется введение обязательной маркировки, оцениваются еще в 4,4 трлн руб.

По словам директора центра экономической экспертизы ВШЭ Марата Салихова, аналитические возможности системы маркировки позволяют получить положительный экономический эффект в сотни млрд руб. как государству, так и бизнесу. Об этом он рассказал на сессии «Цифровая точка роста: как маркировка меняет бизнес-климат?» в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2023).

Как сообщила замминистра промышленности и торговли Екатерина Приезжева, благодаря введению системы маркировки фискальный эффект по подакцизным товарам составил порядка 143 млрд руб.

«Налоговые поступления в молочной отрасли выросли на 32%, — уточнила представитель Минпромторга. — Также успешно ведется борьба с просроченной продукцией. По сравнению с сентябрем прошлого года продажи просроченного молока снизились на 55%».

Также, по словам Приезжевой, зафиксировано снижение в три раза «просрочки» в группе лекарственных препаратов.

«Маркировка — это контроль товаров, чем мы и занимаемся, — сообщил врио руководителя Федеральной таможенной службы России (ФТС) Руслан Давыдов. — Из государственных органов мы являемся самыми активными пользователями этой системы».

По его словам, ведомством была решена самая непростая задача по отладке работы системы в режиме онлайн. ФТС в реальном времени проверяет соответствие товара и маркировки на нем, а это гигантский объем работы. Все сотрудники таможни в личном кабинете могут анализировать данные системы маркировки. К тому же это очень действенный механизм в борьбе с контрафактной продукцией.

«Это огромный плюс не только для нас, но и для честного бизнеса», — подчеркнул Давыдов.

По словам директора по корпоративным отношениям и коммуникациям «JTI Россия» Сергея Глушкова, табачная отрасль — пионер цифровой маркировки в России и первая индустрия, начавшая маркировать продукцию.

«Несмотря на рост акцизной нагрузки, доля нелегальной продукции на табачном рынке стабилизировалась, — сообщил топ-менеджер «JTI Россия». — Надеемся, что при внедрении комплексных мер, удастся тренд если не развернуть, то хотя бы остановить».

Маркировка упорядочила доступ продукции в легальные каналы продаж. К сожалению, она не может препятствовать нелегальному ввозу табачной контрабанды из стран-членов ЕАЭС. В качестве дополнительных мер Глушков предложил применить сбалансированную акцизную политику в России, которая будет способствовать сокращению разрыва в ставках акцизов между РФ и странами ЕАЭС.

«Для нас маркировка — не только способ определения законности продукции, но и максимально быстрый доступ в режиме онлайн к big data, — подчеркнул Глушков. — Бизнес начинает получать результаты от пользования этой информацией».

По его словам, функционал системы позволяет отслеживать паттерны поведения потребителей в меняющихся экономических условиях.

«Маркировка станет еще более значимой для подакцизных товаров, потому что код, который наносится на товар, одновременно будет и заменой специальной акцизной марки в случае перехода на цифровой акциз, — подытожил Глушков. — Для нас это станет следующим шагом в улучшении диалога, качества и скорости обмена данными между бизнесом (прежде всего подакцизным) и государством. Как фискальным блоком, так и контрольно-правоохранительным».

В свою очередь, гендиректор ООО «Ригла» Александр Филиппов выразил пожелание, чтобы маркировка не стала дополнительным контрольным инструментом для честного бизнеса. По его мнению, благодаря системе «Честный знак» таким контрольным органом может и должен стать сам потребитель.

Проголосовать
Обсуждение:
Ваш комментарий будет первый